Международная организация по стандартизации ИСО функционирует с 1946 года. Ее создатели видели свою задачу в разработке стандартизации для оптимизации обмена товарами между государствами. Суть стандартов ISO отражена уже в названии. Выбор был ориентирован на одинаковое звучание на любом языке. Ίσος по-гречески означает «равный».
Что называют контейнером по предложению ИСО
International Organization for Standardization только в 1968 взялась за разработку стандартов для контейнеров. К 1970 году был утвержден стандарт ISO 668, специфицирующий размеры и грузоподъемность металлических боксов. Это существенно активизировало международную торговлю и предоставление услуг, связанных с грузоперевозками.
ИСО контейнер — это унифицированная тара, адаптированная к механизированной перегрузке без перетарки. Она предназначена для доставки в указанную точку готовой продукции, оборудования, строительных и других материалов несколькими видами грузового транспорта.
Очевидные плюсы использования:
- Сокращение временных и трудовых ресурсов, требуемых на промежуточные погрузочно-разгрузочные работы.
- Удобство эксплуатации благодаря специализированным устройствам: контейнеровозам, ричстакерам (погрузчикам).
- Наличие стандартных внешних фиксаторов для закрепления на платформе.
- Отсутствие необходимости искать тару для размещения материалов внутри ввиду разработки специальных паллет именно для контейнеров.
- Обеспечение сохранности качественных характеристик транспортируемых материальных ценностей. Ведь логистическая схема реализуется от отправителя к получателю без перетарки.
Главное достоинство использования ISO контейнеров — оптимизация мультимодальных перевозок. Благодаря унифицированным габаритам боксы устанавливают на автомобильные или ЖД платформы, а также размещают в грузовых отсеках речного и морского транспорта.
Стандартизация — польза и преимущества
Технические параметры металлических модулей специфицирует стандарт ISO 6346. Согласно ему, на боксе присутствует буквенно-числовая информация. Она содержит код владельца, наличие съемных приспособлений, тип модуля и другие важные данные.
Например, в рамках стандарта разработаны удобные способы ведения расчетов:
- TEU (Twenty-foot Equivalent Unit) — единица измерения объема контейнера ИСО 20.
- FEU (Fourty-foot Equivalent Unit) — аналогичный параметр, актуальный для контейнера 40 футов.
Эти данные требуются для расчета общей вместимости контейнеровоза или грузового терминала, где боксы оставляют на нужное время.
Для грамотного выстраивания логистической схемы для контейнеров стандарта ISO введены обозначения: DC – сухогрузный общего назначения; DV – сухой фургон; St – стандартная тара.
В международной системе стандартизации практикуются следующие обозначения (групповые коды):
- GP — унифицированная модель для обычных задач логистики.
- PW — увеличение по ширине на 2450 мм. Дает возможность расположить рядом 2 поддона по 1200 мм.
- HC — увеличение высоты (1 фут).
- RE, RT, RS — рефрижераторные установки. Требуются для перевозки скоропортящихся грузов.
- HI, HR — поддержка температуры на время загрузки. Теплоизолятор расположен в промежуточном слое.
- VH — естественное кондиционирование. Обдув содержимого выполняется снизу, сверху или одновременно из двух точек.
- OT, UT — открытый верх. Комплектуется съемными устройствами для укрывания груза.
- PF, PS, PC, PL — платформа без верхней и боковой плоскости.
- TG, TD, TN — для транспортировки потенциально опасных газообразных или жидких или продуктов.
- BK, BU (Bulk) — для мелкозернистых продуктов (сыпучих).
- SN — для специфических грузов.
Таблица размеров сухогрузных контейнеров
Грузовые модули изготавливаются из разных материалов. На рынке встречаются их разнообразные модификации. Стандартизация габаритов и технических характеристик обеспечивает быстрый и безошибочный подбор тары.